Доступная среда

Внимание к организации интегрированного обучения учащихся с особенностями развития школа стала уделять практически с момента своего основания (1994 год).[1] Это было обусловлено запросами родителей, проживающих на территории, закрепленной за образовательной организацией, и не желающих обучать своих детей в специальных коррекционных образовательных учреждениях.

В интегрированном режиме в МАОУ «СОШ №73 г. Челябинска» ежегодно обучаются 80-100 учащихся (6%) с задержкой психического развития, тяжелыми нарушениями речи, инвалиды. Из них – до 60 человек в начальных классах (более 8%). Наибольшее количество детей с особенностями развития относится к категории детей с ЗПР.

Одним из приоритетных направлений деятельности нашей школы является сопровождение детей с особенностями развития.

Под сопровождением мы понимаем проектирование образовательной среды с учетом «необходимости максимального раскрытия возможностей и личностного потенциала ребенка (создания условий для максимально успешного обучения данного конкретного ребенка), опираясь на возрастные нормативы развития, основные новообразования возраста как критерии адекватности образовательных воздействий, в логике собственного развития ребенка, приоритетности его потребностей, целей и ценностей» (М.Р. Битянова).

Задача создания комфортной для всех образовательной среды решается путем моделирования психолого-педагогического сопровождения инклюзивной практики.

Модель психолого-педагогического сопровождения инклюзивного процесса в практике деятельности МАОУ «СОШ №73 г. Челябинска»

Исходные данные для разработки модели: кадровые условия, материально-технические условия, финансовые условия; организационно-педагогические условия (организация взаимодействия участников инклюзивного образования; реализация интегрированных технологий).

  • Кадровые условия.

Все педагоги школы имеют высшее образование. 42 педагога вовлечены в активную инклюзивную практику. Часть из них, наряду с педагогическим, имеют специальное дефектологическое образование.

Должность Кол-во Образование/звание
директор 1 кандидат педагогических наук, доцент Челябинского государственного педагогического университета (ЧГПУ)
руководитель внутришколь­ного конси­лиума 1 кандидат педагогических наук, доцент ЧГПУ
заместитель директора по УВР в начальной школе 1 имеет специальность по диплому «специальный психолог»
педагог-психолог 1 специальность по диплому «учитель-психолог»
учитель-логопед 1 специальность по диплому «учитель-логопед»
учитель-дефектолог 2 специальность по диплому «учитель-дефектолог»
учитель начальных классов 9 специальность по диплому «учитель-дефектолог»
социальный педагог 1 специальность по диплому «учитель-логопед»
итого 17  
  • Материально-технические условия

В соответствии с рекомендациями Минобрнауки РФ «Об использовании типовых пакетов при создании условий для инклюзивного образования детей с ОВЗ и детей-инвалидов» в школе созданы специальные кабинеты для отдыха и коррекционно-развивающих занятий, которые оснащены современной мебелью, современным оборудованием (интерактивными досками, телевизорами, мультимедийным оборудованием), наглядными пособиями,  психодиагностическими и логопедическими комплектами:1 кабинет педагога-психолога; 2 кабинета учителя-логопеда; 2 кабинета учителя-дефектолога; 1 кабинета для отдыха

Для решения задач физического развития детей есть 2 спортивных зала, тренажерный зал, лыжная база, спортивный стадион. Для решения задач эстетического развития детей созданы и оснащены оборудованием помещения, используемые коллективами дополнительного образования.

Создан методический кабинет (кабинет консилиума), оснащенный техническими средствами (компьютерная, множительная техника, фото и видео аппаратура).

  • Организация взаимодействия участников (субъектов) инклюзивного образования

Базовым компонентом формирования комфортной образовательной среды является организация взаимодействия участников инклюзивного образования: детей с ограниченными возможностями здоровья; родителей; учителей в классе; специалистов (педагоги-психологи, дефектологи, логопеды, социальный педагог); педагогов дополнительного образования.

Формой организации взаимодействия субъектов инклюзивного образования в нашей школе является психолого-педагогический консилиум. Специалисты консилиума работают на освобожденной основе. Взаимодействие всех участников инклюзивного образования направлено на выработку и реализацию единой стратегии развития ребенка с ОВЗ.

Целью взаимодействия является эффективное применение технологии и поиск решений в области организации и сопровождения инклюзивного образовательного процесса.

  • Использование технологий интегрированного обучения

В нашей школе в середине 90-х годов прошлого века была разработана собственная «технология интегрированного обучения детей с особенностями развития при внутренней дифференциации в общеобразовательном классе» (автор – Л.Е. Шевчук, директор МАОУ «СОШ №73 г. Челябинска», к.п.н.).

Данная технология используется для обучения учащихся с ОВЗ на разных уровнях (начальное и основное общее образование).  Далее представлена структура технологии, применяемая в 1-4 классах. Она представляет собой результат моделирования психолого-педагогического сопровождения инклюзивного процесса в МАОУ «СОШ №73 г. Челябинска». Структура технологии, применяемая в 5-9 классах, представлена на слайдах.

На протяжении почти 20 лет наша технология совершенствуется, уточняется, корректируется в соответствии с современной практикой образования.

 

 

Сайт государственной программы Российской Федерации «Доступная среда»

 

[1] Школа открыта в 1991 году.