Внимание к организации интегрированного обучения учащихся с особенностями развития школа стала уделять практически с момента своего основания (1994 год). Это было обусловлено запросами родителей, проживающих на территории, закрепленной за образовательной организацией, и не желающих обучать своих детей в специальных коррекционных образовательных учреждениях.
В интегрированном режиме в МАОУ «СОШ №73 г. Челябинска» ежегодно обучаются 80-100 учащихся (6%) с задержкой психического развития, тяжелыми нарушениями речи, инвалиды. Из них – до 60 человек в начальных классах (более 8%). Наибольшее количество детей с особенностями развития относится к категории детей с ЗПР.
Одним из приоритетных направлений деятельности нашей школы является сопровождение детей с особенностями развития.
Под сопровождением мы понимаем проектирование образовательной среды с учетом «необходимости максимального раскрытия возможностей и личностного потенциала ребенка (создания условий для максимально успешного обучения данного конкретного ребенка), опираясь на возрастные нормативы развития, основные новообразования возраста как критерии адекватности образовательных воздействий, в логике собственного развития ребенка, приоритетности его потребностей, целей и ценностей» (М.Р. Битянова).
Задача создания комфортной для всех образовательной среды решается путем моделирования психолого-педагогического сопровождения инклюзивной практики.
Модель психолого-педагогического сопровождения инклюзивного процесса в практике деятельности МАОУ «СОШ №73 г. Челябинска»
Исходные данные для разработки модели: кадровые условия, материально-технические условия, финансовые условия; организационно-педагогические условия (организация взаимодействия участников инклюзивного образования; реализация интегрированных технологий).
- Кадровые условия.
Все педагоги школы имеют высшее образование. 42 педагога вовлечены в активную инклюзивную практику. Часть из них, наряду с педагогическим, имеют специальное дефектологическое образование.
Должность | Кол-во | Образование/звание |
директор | 1 | кандидат педагогических наук, доцент Челябинского государственного педагогического университета (ЧГПУ) |
руководитель внутришкольного консилиума | 1 | кандидат педагогических наук, доцент ЧГПУ |
заместитель директора по УВР в начальной школе | 1 | имеет специальность по диплому «специальный психолог» |
педагог-психолог | 1 | специальность по диплому «учитель-психолог» |
учитель-логопед | 1 | специальность по диплому «учитель-логопед» |
учитель-дефектолог | 2 | специальность по диплому «учитель-дефектолог» |
учитель начальных классов | 9 | специальность по диплому «учитель-дефектолог» |
социальный педагог | 1 | специальность по диплому «учитель-логопед» |
итого | 17 |
- Материально-технические условия
В соответствии с рекомендациями Минобрнауки РФ «Об использовании типовых пакетов при создании условий для инклюзивного образования детей с ОВЗ и детей-инвалидов» в школе созданы специальные кабинеты для отдыха и коррекционно-развивающих занятий, которые оснащены современной мебелью, современным оборудованием (интерактивными досками, телевизорами, мультимедийным оборудованием), наглядными пособиями, психодиагностическими и логопедическими комплектами:1 кабинет педагога-психолога; 2 кабинета учителя-логопеда; 2 кабинета учителя-дефектолога; 1 кабинета для отдыха
Для решения задач физического развития детей есть 2 спортивных зала, тренажерный зал, лыжная база, спортивный стадион. Для решения задач эстетического развития детей созданы и оснащены оборудованием помещения, используемые коллективами дополнительного образования.
Создан методический кабинет (кабинет консилиума), оснащенный техническими средствами (компьютерная, множительная техника, фото и видео аппаратура).
- Организация взаимодействия участников (субъектов) инклюзивного образования
Базовым компонентом формирования комфортной образовательной среды является организация взаимодействия участников инклюзивного образования: детей с ограниченными возможностями здоровья; родителей; учителей в классе; специалистов (педагоги-психологи, дефектологи, логопеды, социальный педагог); педагогов дополнительного образования.
Формой организации взаимодействия субъектов инклюзивного образования в нашей школе является психолого-педагогический консилиум. Специалисты консилиума работают на освобожденной основе. Взаимодействие всех участников инклюзивного образования направлено на выработку и реализацию единой стратегии развития ребенка с ОВЗ.
Целью взаимодействия является эффективное применение технологии и поиск решений в области организации и сопровождения инклюзивного образовательного процесса.
- Использование технологий интегрированного обучения
В нашей школе в середине 90-х годов прошлого века была разработана собственная «технология интегрированного обучения детей с особенностями развития при внутренней дифференциации в общеобразовательном классе» (автор – Л.Е. Шевчук, директор МАОУ «СОШ №73 г. Челябинска», к.п.н.).
Данная технология используется для обучения учащихся с ОВЗ на разных уровнях (начальное и основное общее образование). Далее представлена структура технологии, применяемая в 1-4 классах. Она представляет собой результат моделирования психолого-педагогического сопровождения инклюзивного процесса в МАОУ «СОШ №73 г. Челябинска». Структура технологии, применяемая в 5-9 классах, представлена на слайдах.
На протяжении почти 20 лет наша технология совершенствуется, уточняется, корректируется в соответствии с современной практикой образования.
МАОУ «СОШ №73 г. Челябинска» признана лауреатом конкурса «Школа высоких педагогических технологий-2017»(«Технология интегрированного обучения детей с ОВЗ») | МАОУ «СОШ №73 г. Челябинска» лауреат конкурса «100 лучших школ России» (в номинации «Комфортная образовательная среда») |
VI Всероссийский конкурс «Лучшая инклюзивная школа России» — почётное II место
О наличии условий для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат: общежитие, интернат отсутствует.
О количестве жилых помещений в общежитии, интернате, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья: отсутствуют