Сергей Сергеевич Прокофьев

(1891—1953)

Может ли художник стоять в стороне от жизни?..

Я придерживаюсь того убеждения, что композитор,

как и поэт, ваятель, живописец призван служить

человеку и народу… Он, прежде всего, обязан быть

гражданином в своём искусстве, воспевать

человеческую жизнь и вести человека к светлому будущему…

С.Прокофьев

Сергей Сергеевич Прокофьев — один из крупнейших русских композиторов 20-го века, пианист, дирижер.
Родился в Донецкой области, с детства приобщился к музыке. Прокофьева можно считать одним из немногих (если не единственным) русских музыкальных «вундеркиндов», с 5 лет занимался композицией, в 9 лет написал две оперы (конечно, эти произведения ещё незрелые, но показывают стремление к созиданию), в 13 лет сдал экзамены в Санкт-Петербургскую консерваторию, среди его учителей был Н.А.Римский-Корсаков. Начало профессиональной карьеры вызвало бурю критики и непонимание его индивидуального принципиально антиромантического и крайне модернистского стиля, парадокс в том, что, разрушая академические каноны, структура его композиций оставалась верна классическим принципам и впоследствии стала сдерживающей силой модернистского всеотрицающего скептицизма. С самого начала карьеры Прокофьев много выступал и гастролировал. В 1918 году он выехал в международное турне, в том числе приезжал в СССР, окончательно вернулся на родину в 1936 году.
Страна изменилась и «свободное» творчество Прокофьева вынуждено уступило реалиям новых требований. Талант Прокофьева расцвел с новой силой: он пишет оперы, балеты, музыку к кинофильмам. Острая, волевая, предельно точная музыка с новыми образами и идеями заложила фундамент советской классической музыки и оперы.

В 1948 году произошли почти одновременно три трагических события: по подозрению в шпионаже была арестована и сослана в лагеря его первая жена-испанка; вышло Постановление Полибюро ЦК ВКП(б) в котором Прокофьев, Шостакович и другие подверглись нападкам и обвинениям в «формализме» и вреде их музыки; произошло резкое ухудшение здоровья композитора, он удалился на дачу и практически не покидал её, но продолжал сочинять.
Яркими произведениями советского периода стали оперы «Война и мир», «Повесть о настоящем человеке»; балеты «Ромео и Джульетта», «Золушка», показавшие новый эталон мировой балетной музыки; оратория «На страже мира»; музыка к фильмам «Александр Невский» и «Иван Грозный»; симфонии № 5,6,7; фортепианные работы.
Творчество Прокофьева поражает многогранностью и широтой тематики, самобытность его музыкального мышления, свежесть и своеобразие составили целую эпоху в мировой музыкальной культуре 20 века и оказали мощное воздействие на многих советских и зарубежных композиторов.

«Я — проявление жизни, которая дает мне силы сопротивляться всему недуховному»(С.Прокофьев)

«… все грани его музыки прекрасны. Но есть здесь одна совершенно необычная вещь. У нас у всех, видимо, бывают какие-то неудачи, сомнения, просто плохое настроение. И вот в такие минуты, даже если я не играю и не слушаю Прокофьева, а просто думаю о нем, я получаю невероятный заряд энергии, испытываю огромное желание жить, действовать» Е.Кисин

Интересный факт: Прокофьев очень любил шахматы и обогатил игру своими идеями и достижениями, среди которых изобретённые им «девятерные» шахматы — доска 24х24 поля с расставленными на ней девятью комплектами фигур.

 

Фильм канала «Культура» «Гении. Сергей Прокофьев»

https://www.youtube.com/watch?v=3pbUFsDGbtM

Лучшее из Прокофьева

https://www.youtube.com/watch?v=3E9tN3vnyf4&list=RD3E9tN3vnyf4&start_radio=1&t=25

( 0:00 Симфония № 1: Allegro

( 4:48 ) Ромео и Джульетта. Балет: Джульетта — девочка

( 8:22 ) Ромео и Джульетта. Балет: Монтекки и Капулетти

( 14:15 ) Ромео и Джульетта. Балет: Мадригал

( 18:15 ) Ромео и Джульетта. Балет: Народный танец

( 22:10 ) Скрипичный концерт № 1: Moderato

( 31:05 ) Симфоня №5: Allegro Marcato

( 39:40 ) Поручик Киже. Сюита: Тройка

( 42:40 ) Любовь к трём апельсинам. Опера: Марш

( 44:31 ) Фортепианный концерт №. 3: Adante — Allegro

( 53:58 ) Вальсы. Сюита:.№. 1 Since We Met

( 1:00:14 ) Симфония №. 1: Molto Vivace

( 1:04:36 ) Золушка. Балетная сюита №. 1: Фея-бабушка и фея Зимы

( 1:09:56 ) Золушка. Балетная сюита №. 1: Отъезд Золушки на бал

( 1:12:55 ) Золушка. Балетная сюита №.1: Вальс Золушки

( 1:15:40 ) Золушка. Балетная сюита №.1: Полночь